АвтоВАЗ жмет на тормоз: чем грозит остановка конвейера на концерне

Концерн АвтоВАЗ приостановит с сегодняшнего дня работу на всех трех линиях по производству автомобилей завода в Тольятти. На предприятии объяснили остановку конвейера проблемой с поставками электронных компонентов. Эксперты прогнозируют острый дефицит вазовской продукции. Когда может завершиться нынешний кризис и стоит ли в срочном порядке приобретать новый автомобиль – разбирался «ФедералПресс».

Как уточнили в пресс-службе тольяттинского концерна, АвтоВАЗ вынужден изменить график производства на рабочую неделю, начинающуюся 23 августа. Представитель компании объяснил принятое решение продолжающейся нехваткой поставок электронных компонентов Bosch.

информации компании, три из пяти дней простоя будут объявлены днями отпуска, перенесенными с декабря, а остальные два рабочих дня оплатят в размере 2/3 от средней заработной платы, чтобы избежать значительного сокращения доходов персонала.

Проблемы гиганта

Стоит отметить, что АвтоВАЗ этим летом работает в облегченном режиме. Так, сотрудники завода с 16 августа вышли из планового корпоративного отпуска, который проводился с 26 июля. Между тем, из-за дефицита электронных комплектующих, пресловутых чипов, поставляемых компанией «Bosch Самара», концерн на неделю ограничил производство на заводе в Тольятти. Например, с 16 по 20 августа АвтоВАЗ приостановил выпуск моделей Lada Granta.

Еще ранее, 1 июня, компания сообщила о временной остановке производства Lada Granta, а спустя полтора месяца заявила о приостановке на день выпуска моделей Lada Largus и Xray, а также Renault Sandero и Logan. Тогда сообщалось, что «Bosch Самара» недопоставила концерну электронные компоненты.

По мнению политолога Николая Евдокимова, приостановка работы столь крупного предприятия на несколько дней свидетельствует о проблемах в логистике и организации производственного процесса.

«Думаю, что говорить о социальных последствиях пока нет серьезных оснований. Но если такие ситуации станут нормой, то тогда можно ожидать негативных последствий и роста социального недовольства», – указал в разговоре с «ФедералПресс» эксперт.

Между тем, по его словам нужно думать, почему происходят такие вещи, и разбираться в том, носит ли случившееся объективный или субъективный характер:

«Мы здесь снова выходим на вопрос об импортозамещении, которое, как видим, оказывается, дает сбои даже применительно к продукции российского производства»+,– считает Евдокимов.

Остановка производства – не такая уж исключительная ситуация для российского автогиганта. Так, в прошлом году АвтоВАЗ подал 25 исков в Арбитражные суды на одного из своих крупнейших и проблемных поставщиков — ГК «Автокомпонент».

Иски были связаны с убытками, понесенными автогигантом, когда в компанию не поступали комплектующие, из-за чего приходилось останавливать производство. В частности, в июле 2019 года «АвтоВАЗ» был вынужден на несколько дней полностью остановить производство на всех сборочных площадках в Тольятти и Ижевске. В тот раз компания перестала получать детали от нижегородской группы компаний «Автокомпонент».

Нижегородские поставщики в свою очередь мотивировали свое решение отсутствием согласованных цен на комплектующие. Представители тольяттинского концерна назвали этот шаг «неправомерным нарушением обязательств по договору», пообещав взыскать все убытки в судебном порядке.

Переждать ажиотаж

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин подтвердил «ФедералПресс», что ситуация с электроникой на мировом рынке остается крайне сложной. По его словам, от дефицита страдают многие мировые производители. Также в Европе ряд производителей предлагают скидки покупателям, которые готовы приобрести новые автомобили с аналоговой приборной доской, а не с электронной.+

«Проблема может привести к продлению дальнейшего ажиотажа на российском рынке, когда потребители вынуждены переплачивать сотни тысяч рублей за новый автомобиль, который хотят купить прямо сейчас», – заявил Шапарин.

Специалист рекомендует «переждать это время», чтобы ситуация на рынке наладилась, а поврежденные логистические цепочки восстановились.

«Если вы можете повременить с приобретением новой машины, то сделайте это. Ведь переплаченные деньги вам потом, когда ситуация вернется в привычную колею, никто не вернет», – пояснил Шапарин.

Еще в июле в Минпромторге заверяли: проблема дефицита электроники для автомобилей будет решена к концу лета. Чтобы ускорить поставки комплектующих автопроизводителям, к процессу подключились торговые представительства России за рубежом. Причем глава ведомства Денис Мантуров отмечал – он рассчитывает, что глобальный дефицит на рынке электронных компонентов не отразится на годовых объемах производства автомобилей.

Ведущий автоподкаста «Не роскошь» Ян Хайцеэр подтвердил, что усугубление дефицита грозит россиянам повышенными отпускными ценами. При этом, считает эксперт, дилеры тоже сделают серьезную накрутку на новые машины.

«В первую очередь дилеры будут зарабатывать на многочисленных аксессуарах, которые они «прикручивают» к каждой машине – коврики, сигнализации, аудиоаппаратура. Стоимость таких допов, как правило, в два-три раза превышает рыночную. Но деваться некуда: либо покупай – либо жди год-полтора»+, – указал в беседе с «ФедералПресс» Хайцеэр.

Представители сразу трёх дилеров в регионах Поволжья подтвердили «ФедералПресс» дефицит новых автомобилей. В компаниях признались, что готовы продать машины только с дополнительным оборудованием, стоимость которого составляет не менее 200 тысяч рублей.


Подробнее: Fedpress.ru

24 августа 2021

Избранные посты
Недавние посты
Архив