LADA – В МИНУСЕ, SOLARIS – В ПЛЮСЕ
В прошлом году уже казалось, что автомобильный рынок начинает восстанавливаться. Но миг радости был недолог. Начиная с ноября ежемесячные продажи машин неизменно отстают от прошлогодних значений. Но если поначалу разница была в пределах 10-15%, то в марте случился настоящий обвал – реализация рухнула практически вдвое – на 45%. Месяцем позже, в апреле, своих покупателей нашли больше 100 000 легковушек (впервые с января). Мы даже вернулись в топ-5 лучших рынков Европы. И пусть отставание от графика 2024 года все равно оказалось существенным (на 25%), многие эксперты были готовы подтвердить – пик падения пройден, начинается рост.
В прошлом году уже казалось, что автомобильный рынок начинает восстанавливаться. Но миг радости был недолог. Начиная с ноября ежемесячные продажи машин неизменно отстают от прошлогодних значений. Но если поначалу разница была в пределах 10-15%, то в марте случился настоящий обвал – реализация рухнула практически вдвое – на 45%. Месяцем позже, в апреле, своих покупателей нашли больше 100 000 легковушек (впервые с января). Мы даже вернулись в топ-5 лучших рынков Европы. И пусть отставание от графика 2024 года все равно оказалось существенным (на 25%), многие эксперты были готовы подтвердить – пик падения пройден, начинается рост.
Увы, май серьезно охладил пыл дилеров. Свежие цифры от агентства «Автостат» – в последний месяц весны было реализовано 91 218 новых машин. Или на 28,3% меньше, чем в мае-2024. Общие цифры продаж с начала года тоже пока не радуют – владельцев нашли 440 259 автомобилей (минус 26% к тому же периоду прошлого года). В первой пятерке самых популярных брендов просели абсолютно все, но сильнее других пострадали Changan, Geely и, внезапно, АвтоВАЗ. Российский автогигант остался лидером, но сократил свою долю рынка до 28% (еще зимой было больше 30%). А существенный рост из марок, попавших в топ-10, показал только Solaris – с прибавкой в 69,7% (подробнее см. «Только цифры»). Напомним, что под этом брендом продаются модели Hyundai и Kia, которые до сих пор собирают на заводе в Санкт-Петербурге из оставшихся после ухода корейцев машинокомплектов.
ПРОСВЕТА НЕ ВИДНО
- Ничего неожиданного в падении нет, - рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. – Рынок тормозят высокие кредитные ставки. Цены уже особо не растут, наоборот – дилеры соревнуются, кто предложит наилучшие скидки. Но скидки сами по себе не спасут ситуацию. Снизь стоимость машины с 3 миллионов рублей даже на 200 тысяч – сумма все равно останется неподъемной для большинства россиян. Чтобы обновить автомобиль, им нужны заемные средства. А брать кредит по нынешним процентам – неразумно. Не говоря о том, что сами банки не торопятся их выдавать, тщательно проверяя потенциальных заемщиков. Вот рынок и стагнирует. Причем, просвета не видно.
Падение по отношению к апрелю само по себе предсказуемо - сказываются майские каникулы и малое количество рабочих дней. Экспертов пугает другое – отставание от прошлого года вновь стало расти. Если в 2024-м было продано почти 1,6 млн новых легковушек, то в нынешнем – по осторожным прогнозам – планировали реализовать примерно 1,4 млн. Так рассуждали в январе. Сейчас цифры постоянно корректируют в меньшую сторону.
- На мой взгляд, если удастся пробить отметку в 1,1-1,2 млн, это уже будет успехом, - добавляет Ян Хайцеэр. – Больше продать не выйдет, даже если дилеры все же начнут снижать сами цены, а не только завлекать клиентов скидками и различными кредитными программами. Затоваривание на стоянках – кошмарное. Там томятся до полумиллиона машин! Часть из них – 2023 года выпуска! И их до сих пор продают. Тем не менее, пока ЦБ не снизит ключевую ставку, говорить о резком росте спроса не приходится.
- Ничего неожиданного в падении нет, - рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. – Рынок тормозят высокие кредитные ставки. Цены уже особо не растут, наоборот – дилеры соревнуются, кто предложит наилучшие скидки. Но скидки сами по себе не спасут ситуацию. Снизь стоимость машины с 3 миллионов рублей даже на 200 тысяч – сумма все равно останется неподъемной для большинства россиян. Чтобы обновить автомобиль, им нужны заемные средства. А брать кредит по нынешним процентам – неразумно. Не говоря о том, что сами банки не торопятся их выдавать, тщательно проверяя потенциальных заемщиков. Вот рынок и стагнирует. Причем, просвета не видно.
Падение по отношению к апрелю само по себе предсказуемо - сказываются майские каникулы и малое количество рабочих дней. Экспертов пугает другое – отставание от прошлого года вновь стало расти. Если в 2024-м было продано почти 1,6 млн новых легковушек, то в нынешнем – по осторожным прогнозам – планировали реализовать примерно 1,4 млн. Так рассуждали в январе. Сейчас цифры постоянно корректируют в меньшую сторону.
- На мой взгляд, если удастся пробить отметку в 1,1-1,2 млн, это уже будет успехом, - добавляет Ян Хайцеэр. – Больше продать не выйдет, даже если дилеры все же начнут снижать сами цены, а не только завлекать клиентов скидками и различными кредитными программами. Затоваривание на стоянках – кошмарное. Там томятся до полумиллиона машин! Часть из них – 2023 года выпуска! И их до сих пор продают. Тем не менее, пока ЦБ не снизит ключевую ставку, говорить о резком росте спроса не приходится.